Психология интернет-общения
Многие,
наверное, замечали, что с некоторыми людьми по телефону можно трепаться часами,
а при личном общении что-то мешает, слова застревают, мысли улетучиваются,
появляется какая-то скованность. Разговор по телефону - это отдельный жанр.
Недаром же существуют тренинги телефонного общения. В общем, даже такая
технически простая по сравнению с Интернетом вещь, как телефон, оказывает
определенное влияние на психологию и культуру общения. Что уж тогда говорить об
Интернете, который предлагает целый параллельный мир, общение в котором может
быть бесконечно далеким от реальности.
В наших психоаналитических центрах стали появляться первые клиенты, в жизни
которых виртуальное общение занимает главное место и часто является единственной
формой общения. На Западе же зависимость от виртуального общения уже признана
реальной проблемой. Причем проблемой медицинской. Появились и соответствующие
термины - INTERNET ADDICTION, ON-LINE ADDICTION, NET ADDICTION
("зависимость от Интернета", "от виртуального мира",
"от сети").
Особую опасность американцы видят в так называемых графических чатах. Если
раньше виртуальное общение представляло собой просто обмен сообщениями, то
графический чат - это виртуальный дворец, подземелье и т.п., в котором каждый
участник представлен в виде графического образа. Общение в графическом чате
напоминает непрекращающуюся вечеринку - кто-то приходит, кто-то уходит, образы
участников перемещаются, обмениваются репликами, могут что-то шептать друг
другу так, что чтобы не слышали другие, могут дружески похлопать друг друга по
плечу, уединиться в специальных виртуальных комнатках и т.д. С точки зрения
человека, испытывающего проблемы в реальном живом общении, такая замена
чрезвычайно заманчива. Во-первых, можно создать какой угодно образ самого себя,
собрав, например, все то, что хотелось бы иметь или кем хотелось бы быть в
реальности. Во-вторых, анонимность, вообще свойственная виртуальному общению,
защищает от разочарований и дает чувство безопасности. Анонимность позволяет
безопасно экспериментировать со своим образом, мужчина может представить себя в
образе женщины или наоборот. В общем, есть возможность проиграть в виртуальной
реальности любые фантазии, что в реальности в большинстве случаев невозможно. И
самое важное - интерактивность, из-за которой виртуальное общение и становится
способным создать иллюзию реального живого общения. Вот, например, одно из
описаний мотивов к перемене пола в виртуальном мире.
"Играя роль мужчины, я могла свободно выражать агрессию и проявлять жажду
власти. Я не считала возможным выразить эти стороны моей личности, когда меня
воспринимали как женщину. Для меня это было чем-то вроде соревнования, хотелось
выяснить, как другие женщины контактируют с мужчинами, как они их соблазняют.
Мне они (другие женщины ) показались глупыми и скучными.
Я возвращалась к этому мужскому образу, когда чувствовала себя обиженной,
задетой или уязвленной. Более интеллектуальный образ мужчины помогал мне
дистанцироваться, обрести объективность и ясность. Он (образ мужчины) был
стеснительнее, чем мое реальное или виртуальное Я, старше и мудрее. Я могла
увидеть его мысленным взором, как он протирает очки, которых я, кстати, не ноше,
пока болтается в чате, пока приходит к какому-то мнению. Это очень не похоже не
меня, я склонна с ходу врываться, задавать кучу вопросов, встревать".
Однако пока исследования медиков направлены в основном на то, как научит
пользователей контролировать количество времени, проводимое в сети, заставить
вовремя отключаться или не подписываться на сайты, из которых особенно трудно
вылезти. Но такое решение проблемы никак нельзя назвать кардинальным, поскольку
это борьба со следствием, а не с причинами.
Если человек в виртуальном мире меняет собственную идентичность, это чаще
всего, конечно, просто желание поэкспериментировать, свойственное каждому из
нас, и, разумеется, не стоит спешить вешать ярлык патологии, но в ряде случаев
за этим может стоять глубинная неуверенность в том, что он кому-либо может быть
интересен таким, какой он есть.
Кардинально решить проблему патологической зависимости - значит, осознать, что
именно в личной истории человека привело к такому восприятию реальности,
которое не позволяет наслаждаться жизнью. С клинической точки зрения все
патологические зависимости обычно уходят корнями в детские годы и могут быть
прослежены к ранним депривациям и конфликтам. Они могут представлять собой
способы справиться с депрессивностью и тревожностью, а могут свидетельствовать
об отсутствии банального чувства безопасности или ощущении внутренней
опустошенности. У человека вообще есть свойство уходить в мир фантазий и там
скрываться от трудностей психологической адаптации - кто-то уходит с головой в работу
и превращается в трудоголика, чтобы не ощущать внутренней пустоты и избежать
ощущения бессмысленности, кто-то - к наркотикам, кто-то смотрит кино, кто-то
читает художественные книги, с упоением следя за развитием придуманного сюжета,
кто-то ходит в музеи и на выставки, любуясь виртуальной реальностью картин и
скульптур, а кто-то открывает для себя виртуальный мир Интернета.
В общем, это характерно для человечества, которое начало перемещаться в мир
виртуальности с тех самых пор, когда первый пещерный художник нарисовал на
стене первого бизона. Хотя нет, на самом деле все началось еще раньше - первая
виртуальность появилась вместе с животной психикой, когда первое белковое
существо взглянуло глазами на окружающий зеленый мир. Ведь сознание уже есть некая
виртуальность, не совпадающая с миром, а лишь отражающая его в своих
представлениях. Виртуальная модель мира: Так что Интернет лежит не просто в
русле человеческой и технической эволюции, но и в русле эволюции вообще.
Мы все глубже падаем в пропасть придуманных миров - через книги, фильмы, игры,
виртуальность. И в конце концов провалимся туда окончательно, перенеся "в
сказки" всю нашу цивилизацию. И тогда в сетях будут жить электронные копии
личностей, возможно, не привязанные ни к какому конкретному телу.
В какую реальность будем тогда бежать из сетей?
|